Снова о связи конкуренции и экономического роста

16 Апреля 2020
Мировая экономическая теория и практика подтверждают значимость свободной конкуренции как одного из важнейших факторов экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики на международном рынке. Именно принцип состязательности вынуждает субъектов хозяйствования постоянно снижать издержки, оптимизировать процессы производства и реализации продукции и услуг, выводить на рынок новые инновационные продукты и услуги, непрерывно повышать качество производимых товаров и услуг и обслуживания потребителей.

Экономические исследования показывают, что развитие конкуренции способствует росту производительности факторов производства, и такой прирост производительности может составлять до 1,5 раза, в зависимости от конкретных стран и продуктовых рынков. Положительное влияние конкуренции на экономику происходит за счет большого числа факторов, в том числе роста производительности, увеличения экспорта, повышения инвестиционной активности, роста налоговых поступлений, технологического и качественного развития конкурирующих субъектов, а также за счет реализации эффекта мультипликатора в рамках модели «Затраты – Выпуск» (т. е. через влияние на другие взаимосвязанные сектора и рынки).
Таким образом, конкуренция способствует росту производительности факторов производства и вносит соответствующий вклад в рост ВВП. В условиях необходимости поиска новых источников экономического роста развитие конкуренции в Беларуси могло бы стать одним из важнейших решений актуальной проблемы.
Однако в сегодняшних условиях в Беларуси указанные выше принципы конкуренции не работают в полной мере, что связывается с широкой представленностью государственных предприятий в экономике. Так, в различных отраслях экономики доля государственного сектора превышает 40–50%. Практически в каждой отрасли и на каждом рынке частный сектор в большей или меньшей степени сталкивается с конкуренцией со стороны государственных предприятий. В силу наличия у государственных предприятий высокой социальной нагрузки (поддержание занятости, решение вопросов развития инфраструктуры, субсидирование других государственных предприятий и иные) их изначальная конкурентная позиция по отношению к частному сектору зачастую слабее.

Международные организации, которые уделяют большое внимание вопросу эффективности государственного сектора в экономике (Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития и др.) сходятся во мнении, что так называемые «коммерческие» (т. е. непосредственно относящиеся к основному виду деятельности и направленные на получение прибыли) и «некоммерческие» (не связанные с получением прибыли, т. н. «социальная функция») виды деятельности организаций государственной формы собственности должны быть в обязательном порядке разделены и подлежать раздельному учету. Такие подходы во многих странах закреплены на законодательном уровне.
Экспертами не проводилась оценка затрат на выполнение такой «социальной функции», реализуемой государственными предприятиями, поскольку необходимый уровень прозрачности всех взаимоотношений между государством и находящимися в его собственности предприятиями не обеспечен.
При этом разделение коммерческих и некоммерческих функций (видов деятельности) государственных предприятий вовсе не означает, что такими предпри­ятиями не должна реализовываться «социальная функция».
Ключевая цель заключается в том, чтобы определить реальные экономические параметры подобной «социальной функции» и, соответственно, более точно рассчитать показатели эффективности коммерческой части бизнеса госпредприятий. 

Оценка потенциального экономического эффекта в результате роста эффективности и производительности в экономике может быть выполнена на основании анализа имеющихся различий в эффективности предприятий.
Только на отдельно рассмотренном примере молочной промышленности можно получить расчет, показывающий, что в среднем эффективность предприятий с частным капиталом в 1,4 раза превышает среднюю эффективность государственных заводов, а самое эффективное предприятие по показателю соотношения выручки к физическим объемам переработки сырого молока (т. е. выход конечной продукции из сырого молока) превосходит самое неэффективное в 3,2 раза).
Укрупненные расчеты показывают, что стимулирование развития конкуренции в Беларуси может способствовать значительному росту эффективности и обеспечить таким образом дополнительный прирост ВВП на порядка 1–3% в год.
При этом важно, что положительный эффект для экономики будет достигаться в том числе за счет роста эффективности государственных предприятий, которые в условиях конкуренции будут вынуждены повышать эффективность использования факторов производства.

Полная версия статьи - Банкаўскі веснік, САКАВIК 2020

Статья по этой же теме на портале TUT.BY