Банковская система: реорганизация банков и их развитие

25 Февраля 2022
Роман Осипов, управляющий партнер инвестиционной компании «Юнитер», имеющей опыт сопровождения M&A-сделок в финансовом секторе, рассказал газете «Белорусы и рынок» о текущих тенденциях и изменениях в финансовом секторе.

— Количество ликвидированных и реорганизованных банков в Беларуси превосходит количество действующих игроков в банковском секторе. Почему в 2021 году возобновились сделки слияний и поглощений?
В белорусской истории причины ликвидации и реорганизации банков были разными. Однако часто это происходило ввиду того, что небольшие банки не выдерживали конкуренции с более крупными игроками финансового сектора.
Любой банк должен выполнять ряд требований, которые, в частности, предполагают значительные вливания на старте. Сейчас необходимо в соответствии с законодательством сформировать капитал в размере не менее 25 млн евро (раньше эта планка была ниже) и нести значительные постоянные расходы на функционирование банка. Все это приводит к формированию постоянных издержек, и у малого банка удельный вес таких издержек довольно велик: удельные затраты у малого банка могут быть в полтора-два раза выше, чем у крупного.
У более крупных банков при правильном построении работы с издержками доля постоянных издержек ниже и, обладая этим конкурентным преимуществом, они в конечном счете могут работать эффективнее и поглощать небольших игроков.
Это обстоятельство во многом и предопределяет сделки в банковском секторе, особенно в последние годы, когда чистый процентный доход банков (то есть процентные доходы банка минус процентные расходы в соотношении с объемом кредитного портфеля и других активов) постоянно снижается.
- Какие бизнес-модели банков остаются жизнеспособными?
Для тех банков, которые делают ставку на розничный банковский бизнес, приоритетом является его цифровизация. Она позволяет снижать постоянные издержки и одновременно расширять клиентскую базу. Банки, которые стремятся развивать корпоративный бизнес или быть универсальными, стараются создавать кредитные «конвейеры» для ускоренной выдачи средств малому и среднему бизнесу.

Важнейшим фокусом сейчас являются комиссионные продукты (банковские услуги, не связанные с кредитованием) — карты, расчеты, обменные операции и другие инструменты, которые позволяют получать комиссионное вознаграждение.