Возможно ли снижение себестоимости?

24 Февраля 2016

– Этот вопрос комплексный. Снижение себестоимости в заданном размере возможно по нескольким направлениям, причем без больших капиталовложений. Так, можно снизить затраты с помощью энергоаудита, замены приборов учета. Второе направление – вложить средства в турбины с лучшими показателями КПД и т.д., это – capital intensive. Но сделать это сегодня проблематично. Нужны быстрые способы снижения энергозатрат за счет таких мер, как управление энергообеспечением, где затраты невелики, а окупаемость может составлять 1–2 года. Резервы для этого имеются, но эффект – 1–2% в год.

За счет капиталоемких инвестиций в энергосбережение, например, в строительство собственных энерго- и тепловых станций, использование альтернативного топлива можно получить больший эффект, особенно на энергоемких производствах. Если у предприятия доля энергозатрат в себестоимости 20–30%, то строительство собственных станций может снизить себестоимость на 5–7%.

Около 10–15% снижения затрат дает увеличение загрузки производственных мощностей. Например, как показывает мировой опыт, в деревообработке это достигается при выходе на 90–100-процентную загрузку. Но увеличение объемов производства должно сопровождаться ростом продаж. Для этого нужны оборотный капитал, эффективный маркетинг и система продвижения. Нужно инвестировать в анализ рынка, поездки за рубеж. Источник роста продаж, конечно, не местный и не российский рынок, а европейский, что особенно актуально для деревообработки и некоторых других отраслей. Эффект здесь проявляется быстро. В течение года можно выстроить систему продаж, получить контракты. На модернизированных заводах за счет таких мероприятий вполне реально снизить себестоимость на 15–20%, а с учетом энергосбережения – на все 25% в течение 2–3 лет.

Есть свои решения для предприятий, работающих на внутренний рынок, в т.ч. для коммунальных служб. Здесь возможно привлечение финансирования в инфраструктуру из ЕС, например, от НЕФКО, Шведского и Европейского инвестиционных банков. Это позволило бы избежать затруднений, связанных с получением средств из бюджета и нехваткой собственных средств – ведь речь идет о значительных затратах. Но эффект от таких программ энергосбережения проявится за 2–3 года. Например, ЕБРР сейчас реализует проект по замене систем освещения в Алма-Ате и Ереване. Это проекты по 30 млн. USD, предусматривающие снижение затрат на 30% со сроком реализации 2 года. Почему бы в Беларуси не опробовать этот механизм?

Важный путь снижения себестоимости – рост экспорта. И тут нужны маркетинговые исследования. Предприятия боятся их заказывать, опасаясь получить за свои деньги некачественный результат. Но качественный маркетинг все равно необходим – хоть своими силами, хоть с помощью специализированных компаний, иногда даже иностранных. Это все равно гораздо меньшие затраты, чем покупка оборудования. Зато вложения в маркетинг окупаются не за годы, а за месяцы или даже в течение срока действия одного контракта.

Поэтому я считаю задачу, поставленную главой государства, вполне реалистичной.


Полный текст статьи: Экономическая газета

Подробнее на сайте Экономической газеты:
https://neg.by/novosti/otkrytj/snizhenie-sebestoimosti-rezervy-yavnye-skrytye-i-ugolovnyeC