В ПЕРЕЛОМНОМ МОМЕНТЕ. О задачах развития белорусской нефтепереработки

18 Сентября 2019
Оригинальное интервью размещено на портале Нефтехимия

— Андрей Михайлович, какова общая картина нефтехимического комплекса Беларуси?
В советские времена республика показывала добычу до 8 млн т, и все предрекали ей развитие в будущем, считалось, что она «должна стать Меккой» по добыче нефти в центре Европы. Но объективный процесс пока свидетельствует о том, что запасы белорусской нефти не столь значительны на текущий момент для извлечения, чтобы поддерживать прежние уровни добычи. Тем не менее Беларусь добывает 1,6 млн т нефти и работает над тем, чтобы уровень добычи не падал. Вместе с тем страна обладает большим потенциалом в области нефтехимического производства. Отрасль занимает 30% в промышленном производстве, в ней задействовано более 150 тыс. специалистов. Продукция отрасли экспортируется более чем в 120 стран мира.

— Сегодня у нас модно говорить о развитии цифровых технологий, IT в Беларуси. Нефтехимия уходит из лидеров?
Если кто-то занимался математическим моделированием эффективности отрасли на экономику страны, то он использовал модель Леонтьева, то есть рассчитывал мультипликатор вовлеченности отраслей в экономику и их взаимовлияния. Подсчитав коэффициент, по которому остальные производства зависят от данной отрасли, увидим, что коэффициент задействования остальных отраслей в формирование отрасли IT чуть больше единицы. В то же время развитие нефтехимического комплекса идет с мультипликатором выше 3—4, в том числе в Беларуси. Вся мировая экономика, включая Беларусь, базируется именно на развитии нефтехимической отрасли. Я высоко оцениваю сегодняшнюю модернизационную работу, которая идет в нашей стране.
— Каково влияние внешнего окружения, что можно расценивать как вызовы для нашей нефтеперерабатывающей отрасли?
Начну с налогового маневра, о котором сегодня идут дискуссии. Закон о налоговом маневре предусматривает перенос центра налоговой тяжести на добычу и снятие налогов с экспорта. Чем он вызван? В Российской Федерации около 280 млн т собственной нефтепереработки. Ряд заводов создавался в целях продажи сырья на экспорт. Россия как основной производитель нефти и нефтепродуктов в Евразийском пространстве видела проблему в том, что бюджетные деньги, как говорили бы в Советском Союзе, идут в нецелевое направление. То есть в низкоэффективной переработке задействованы производства, транспорт, экспорт. Примерно 15 млрд долларов чистых дотаций идет на экспорт. Можно было бы продать нефть, а здесь нефть идет на низкоэффективную переработку, продается потом по ценам, не свойственным для высококачественного сырья. Так появился налоговый маневр, который косвенно, но очень сильно отражается на Республике Беларусь. До этого наша страна имела равные условия ведения хозяйствования.
На что повлияет налоговый маневр? Сегодня в структуре производства основных видов топлива 35% составляет мазут. Если оставаться на таком уровне, то при повышении цены на нефть данная структура будет низкоэффективной для белорусской нефтепереработки. Наши заводы ускоряют возможность выхода более маржинальных нефтепродуктов.
4_10-40_-091040-andrey-derekh-7.jpg

Продолжение интервью по ссылке.